С Новым 2024 годом! Желаем здоровья, счастья и всего самого наилучшего. Команда ВОЛНС
На связи:
КОМРАКОВА Юлия Сергеевна
ПОПОВА Лилия Валерьевна
При поддержке
ФМБА России
Некоммерческая организация ВОЛНС
"Всестороннее оказание помощи лицам с нарушением слуха"
Оказываем поддержку по всей России
На связи:
КОМРАКОВА Юлия Сергеевна
ПОПОВА Лилия Валерьевна
Маршрутный лист
Инвалидность (МСЭ)
У детей степень тугоухости не учитывается и конкретную группу инвалидности детям не устанавливают. Им присваивают статус ребенка-инвалида. По правилам, инвалидность ребенку положена при двусторонней тухоугости 3й или 4й степени. В 18 лет инвалиду назначают новое освидетельствование МСЭ, где эксперты присваивают ему группу инвалидности – на определенный срок или бессрочно. Если особый статус ребенку присвоен с раннего возраста, в справке указывают – «инвалид с детства». Такая формулировка дает право на получение повышенной пенсии и дополнительные льготы.
1. В поликлинике по месту жительства после предъявления заключения вам выдают направление формы № 088/у 06 на МСЭ, в ПФР или соцзащите - форму № 874. Если вам отказали в направлении – смело требуйте справку об отказе.
По новым правилам направление поликлиника направляет в бюро МСЭ самостоятельно, собрав пакет необходимых ваших документов и обследований (список можно увидеть ниже), при этом пациенту нужно написать заявление у лор-врача. Также в заявлении укажите формат прохождения комиссии бюро МСЭ, т.е. очное или заочное, предварительно согласовав этот вопрос с Лор-врачом. Срок решения вопроса Лор-врачом – не более 30 дней.
Подать документы можно самостоятельно и через законного представителя. Это возможно сделать и через сайт госуслуг. Если вы забыли какие-то документы, то донести их можно в течение 10 дней после подачи заявления, но не позже.
2. Комиссия бюро МСЭ назначит дату и время освидетельствования. В ходе него будут проведены дополнительные тесты и беседа с пациентом. Задача специалистов – выяснить, как именно глухота или тугоухость повлияла на трудоспособность гражданина.
После состоявшейся комиссии вам выдают справку об инвалидности МСЭ с указанием категории инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (далее – ИПРА, и что это такое – об этом ниже). Если комиссия решит, что у пациента диагноз не тяжелый, он получит официальный отказ. Пройти экспертизу можно в бюро по месту жительства, на дому (по состоянию здоровья), в стационаре во время лечения или заочно. Важно: вы можете пригласить любого нужного вам специалиста для участия в проведении экспертизы.
Решение вам выдадут либо в электронной форме (через сайт госуслуг), либо в бумажном виде в течение 3 дней.
Срок рассмотрения вопроса – до 30 дней.
3. После получения на руки справки МСЭ об инвалидности и ИПРА нужно ознакомиться с положенными льготами. Инвалид может обратиться в Социальный фонд РФ (это объединение фонда социального страхования РФ и пенсионного фонда РФ) по месту жительства для получения, например, пенсии об инвалидности, льготного слухового аппарата и ушных вкладышей, а также лекарства, санаторно-курортные путевки и другие средства реабилитации.

Перечень необходимых документов для комиссии бюро МСЭ
1. Заявление на проведение МСЭ
2. Паспорт, свидетельство о рождении (для ребенка до 14 лет), военный билет (для военнослужащих), а также паспорт и документ о полномочиях представителя (при обращении через представителя)
3. Направление на МСЭ № 088/у 06 или № 874, или справка об отказе.
4. Основные медицинские документы:
4.1. Заключение Лор-врача
4.2. Заключение сурдолога-оториноларинголога
4.3. Результаты следующих обследований: КСВП, ОАЭ, импедансная аудиометрия и др. При необходимости могут попросить КТ и МРТ.
4.4. Если инвалидность является следствием травмы на производстве или профзаболевания - соответствующие акты или заключения.
И другие медицинские документы при необходимости;
5. Если необходимо провести МСЭ на дому - медицинское заключение о том, что по состоянию здоровья вы не можете прийти в бюро МСЭ.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации
ИПРА – это документ, выдается бюро МСЭ вместе со справкой об инвалидности. В нее впишут технические средства, которые, по мнению врачей, потребуются человеку, чтобы улучшить качество жизни. Получить бесплатно получится только то, что прописано в программе.
На какие ТСР в целом могут претендовать люди с нарушениями слуха:
- Слуховой аппарат. Его подбирают индивидуально с учетом степени нарушения слуха, особенностей слухового прохода и других нюансов. Врачи МСЭ решают, какой тип прибора нужен человеку, и прописывают это в ИПРА. Слуховые аппараты могут быть средней мощности, мощные и сверхмощные. По типу сигнала они бывают цифровые и аналоговые
- Ушной вкладыш для слухового аппарата. Он улучшает разборчивость речи. Их делают индивидуально, так как стандартный вкладыш постоянно выпадает, пользоваться им некомфортно. Форма ушного вкладыша и материал, из которого его делают, зависят от степени снижения слуха, особенностей слухового прохода, модели слухового аппарата
- Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. На экране такого телевизора параллельно показу видео выводятся субтитры. Человек с плохим слухом сможет посмотреть любую передачу, читая текст на экране.
- Телефонные устройства с функцией видеосвязи, навигации и текстовым выходом. Так телефон называется в ИПРА, на самом деле это обычный смартфон — у них всех есть возможность видеосвязи, навигатор и функции обмена сообщениями.
- Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией. Это кнопка, которую устанавливают вместо дверного звонка. Она передает сигнал о звонке на наручный браслет. Браслет вибрирует и светится — так человек с нарушениями слуха понимает, что кто-то звонит в дверь.

Как получить слухопротезирующее устройство?
При инвалидирующих двусторонних III или IV степени тугоухости слуховые аппараты(+индивидуальные ушные вкладыши) и аппараты костной проводимости выдаются бесплатно Социальным фондом России(СФР) [https://sfr.gov.ru/]. Там же можно оформить Электронный сертификат на самостоятельное приобретение[ https://www.fss.nnov.ru/grazhdanam/lgotnaya-kategoriy..] или подать заявление на компенсацию средств за самостоятельную покупку(*суммы компенсации необходимо уточнять в СФР по каждому отдельному виду протеза).
СА подлежат бесплатной замене (или компенсации на самостоятельную покупку каждые 4 года, ушные вкладыши - 1 раз в год).
Важно! Самостоятельная покупка, оформление электронного сертификата или подача заявления на бесплатную выдачу технического средства реабилитации(ТСР) возможно только после того, как инвалидность оформлена и вы получили на руки Индивидуальную программу реабилитации и абилитации(ИПРА), в котором будет прописан вид ТСР.

При потере слуха более 80 дБл(IV степень пограничная с глухотой) , при которой пациенту показана кохлеарная имплантация(КИ), согласно рекомендациям Минздрава [ https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/518_2] для ранее не протезированных пациентов сверхмощные слуховые аппараты необходимо носить не менее 3х месяцев до принятия решения об операции. Что бы иметь возможность увидеть или не увидеть их эффективность. Поэтому, даже если вам сказали, что вы претендент на КИ , вы всё равно должны носить СА пока собираете обследования и заключения для направления на имплантацию.
Решение о КИ и направление на ВМП(высокотехнологичную медицинскую помощь)-квоту готовит ваш сурдолог, у которого вы находитесь на диспансерном учёте. Для этого ему от вас потребуются обследования с заключениями об отсутствии аномалий:
- Электро-Энцефалограммы(ЭЭГ)
-МРТ головного мозга
- КТ височных костей
-КСВП,ASSR, тимпаномитрия.
При отсутствии существенных отклонений, ваше направление на ВМП с заключением о кохлеарной имплантации направляется вами лично в квотный отдел Минздрава[https://gogov.ru/med-treatment-quota/vrzh]
Где вашему талону присваивается номер и направляется в оперирующую клинику для постановки на очередь.
Для открытия талона (квоты) совместно с вашим врачом-сурдологом выбирайте наиболее подходящую по вашему видению оперирующую клинику, так как, примерно через месяц после операции, вам нужно будет в неё вернуться для подключения внешней части- речевого процессора(РП) системы КИ. В дальнейшем, в первый год после подключения, вам надо будет туда съездить на настройки РП не менее 4 раз(каждые 3 месяца), а после года ношения, дважды в год.
Фирмы- производители поставляемых в РФ систем кохлеарной имплантации:
- Cochlear (Австралия)
- Advanced Bionics(США)
- Med-El (Австрия)
- Nurotron (Китай)
- Oticon(Франция-Дания)

Раз в пять лет, Речевой процессор(РП) системы КИ подлежит замене на новый в течении всей жизни. Замена РП проводится в тех же оперирующих клиниках и в Слухоречевом Центре Реабилитации г. Троицк [ http://fgbucr.ru/]
по предварительной записи за счёт средств ОМС.
Подробнее в разделе «Имплантация»

Реабилитация/абилитация
Слухоречевая реабилитация, как и любой другой этап онтогенеза, для слухопротезированного человека - это непрерывный процесс, который длится 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году. И только родные и близкие смогут обеспечить такой график и режим адаптации, не имея в своём расписании ни выходных, ни праздничных дней в этой работе.
Вы возразите? Скажите: "Я не специалист! ", но ведь именно вы научили ребёнка всему тому, что он сейчас умеет в соответствии со своим возрастом: ходить, держать ложку, играть в мяч и тп. Всё точно так же и с речью, с письмом и чтением. Слухоречевое развитие протезированного человека - это всего лишь один из этапов онтогенеза(*при отсутствии других ОВЗ)
Занятия по развитию слухового восприятия важно начинать сразу, как только вы узнали о проблеме и продолжать после протезирования СА или КИ. Главная цель занятий на этом этапе - подготовка выработка условно- рефлекторной двигательной реакции на звук, так как даже при наивысшей степени потери слуха человек способен чувствовать вибрацию речи. В процессе этих занятий также приучайте ребенка к системной работе, формируйте усидчивость и концентрацию внимания.
В РФ есть ряд профильных федеральных центров , в которых можно получить помощь специалистов и пройти курсы слухо-речевой реабилитацию по ОМС:
- г.Москва ФГБУ НМИЦО ФМБА РФ https://mostalony.ru/nkco-fmba
- Московская область г.Троицк ФГБУ Центр реабилитации для детей с нарушением слуха Минздрава РФ http://fgbucr.ru/
- г. Санкт- Петербург НИИ уха, горла, носа https://lornii.ru/
- г. Санкт- Петербург ФГБУ Северо-Западный окружной научно-клинический центр имени Л.Г.Соколова" ФМБА.Центр реабилитации слуха и речи " Мы слышим, говорим! "
https://med122.com/about/structure/detail/1396/
Полный перечень в разделе «Полезное»

Образование
Дошкольное образование дети бесплатно могут получить в любом муниципальном саду по месту жительства (надо встать на очередь после рождения ребенка, есть льгота у детей инвалидов) либо в коррекционных детских садах (тут нужно заключение ПМПК. Об этом ниже).
Как правило после окончания коррекционный сад отправляет своих выпускников на психолого-медико-педагогическая комиссию ПМПК, чтобы выбрать школу и программу обучения.
Каждый родитель детей с нарушениями слуха мечтает, что ребенок пойдет в массовую школу и будет интегрирован и социализирован в обществе. Но на практике получается почти всегда, что в массовых школах нет условий для детей с НС. В некоторых школах дают сразу понять, что не готовы нас там видеть. В небольших населенных пунктах вообще нет выбора школ. И перед родителем встает очень сложный и ответственный выбор школы. Что выбрать коррекционную школу, интеграцию (обучение в массовой школе на общих основаниях) или инклюзию (обучение в массовой школе по адаптивной программе)?
Адаптивную основную общеобразовательную программу(АООП) по желанию и инициативе родителей для детей от 0 до 18 лет с ОВЗ и/ или инвалидностью прописывается на ПМПК.
ПМПК
ПМПК - это психолого-медико-педагогическая комиссия, структура, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило, это учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, врач-невролог и врач-психиатр; иногда и ряд других специалистов).
(ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 сентября 2013 г. N 1082 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
https://www.mos.ru/upload/documents/oiv/pr_mo_1082_20.. )
Комиссия может быть центральной или территориальной. Центральная комиссия (ЦПМПК) создается органом исполнительной власти субъекта РФ и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации. Территориальная комиссия (ПМПК) создается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта РФ.
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Все ПМПК тут https://pmpkrf.ru
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

- заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
- копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
- направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
- заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
- заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
- подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
- характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
- письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка. При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Если родитель не согласен с выводами комиссии, его можно оспорить в Центральном ПМПК Контактная информация ЦПМПК, режим работы и приема обращений граждан:
https://mcko.ru/pages/contacts
В первую очередь родителю надо выбрать общеобразовательная школа или коррекционная школа (школа-интернат) для слабослышащих. Ответственность за детей лежит на родителях. И каждый из нас сам соизмеряет возможности обучения своего ребенка. В коррекционных школах часто проводят дни открытых дверей, где можно не только посмотреть на условия школы, но и познакомится с педагогами.

Поговорим о плюсах коррекционных школ:
- облегченные адаптированные программы обучения
- учебный материал для детей с НС
- маленькие классы
- педагоги со специальным образованием
- доступная среда со спецоборудованием
- индивидуальный подход к ребенку
- психологически комфортная общая атмосфера заведения
- спортивные секции и кружки специально для детей с НС.


Ну и основной минус – недостаток социализации ребенка в обществе и ограниченный выбор высших учебных заведений, в которые ребенок может поступить после окончания школы. Теоретически поступить можно, но часто это очень тяжело из-за некоторого дефицита знаний. Если вы как родитель выбрали общеобразовательную школу, вам тоже необходимо сделать выбор между интеграцией и инклюзией. Вы можете не отдавать в школу заключение ПМПК и ребенок будет учиться наравне со всеми по общей программе, либо на основании заключения ПМПК школа разрабатывает индивидуальный план и программу обучения для вашего ребенка. Если вы выбрали интеграцию, то требовать какого-то индивидуального подхода и диктовать стоя перед партой вашего ребенка вы не можете. И тут уже будет многое зависеть от компетентности и действий конкретного учителя. Поблажек не будет.

Если ребенок начал обучение на общих основаниях, после неопределенного периода обучения, школа может обратиться к вам с предложением пройти ПМПК, если учитель считает, что ребенку с трудом дается выполнение заданий и ответы на уроках. В таком случае школа выдает родителю направление в поликлинику по месту жительства и заключение школьной комиссии для направления ребенка на ПМПК для выбора программы обучения. Вы с ребенком проходите обследование в вашей поликлинике и с полученным там пакетом выписок и заключений, а также характеристикой и заключением из школы отправляетесь на Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК). Что же такое инклюзия, в чем преимущество: ребенок получает статус ребенок с ОВЗ. А это значит бесплатное двухразовое питание в школе, занятия с психологом, логопедом и учителем, если ребенку тяжело дается какой то предмет, в соответствии с данными рекомендациями в заключении ПМПК. Также школа может закупать наглядные пособия и литературу для обучения слабослышащих и детей с нарушением слуха. Критерии оценивания для детей с ОВЗ отличаются от общих. Дается меньше нагрузки, контрольных и диктантов и больше времени на их выполнение. Также существуют нормы наполняемости классов в зависимости от количества в нем слабослышащих детей.

Школа осуществляет образовательную деятельность и организацию обучения по основным адаптивным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ на основании СанПиНа 2.4.2.3286-15
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/
Наполняемость класса при одном слабослышащем ребенке – не более 25, при двух – не более 20 обучающихся. Инклюзивное образование закреплено законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
Существуют федеральные образовательные стандарты, регулирующие образование детей с ограниченными возможностями в разных условиях, в том числе совместно с другими обучающимися. Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) определяют, какие специальные образовательные условия нужны для ученика с ОВЗ и/или инвалидностью, по какой программе нужно его обучать. Каждая образовательная организация обязана выполнить рекомендации этой комиссии — создать все необходимые условия для обучения, коррекции и развития ученика. Особая роль принадлежит родителям детей — без их согласия школа сегодня не сможет выполнить своей задачи.

Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы начального общего образования (АООП НОО):
- для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей
https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/02_P..
- для детей с тяжелыми нарушениями речи
https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/05_P..
- для детей в нарушением опорно-двигательного аппарата
https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/06_P..
- для детей с задержкой психического развития
https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/07_P..
- для умственно отсталых детей
https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/09_P..
- для детей с расстройствами аутистического спектра
https://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/08_P..
Как правило для детей с нарушениями слуха, обучающихся в общеобразовательных школах ПМПК рекомендуют программу 2.1 или 2.2

Выбирая инклюзию, а это сейчас делают большинство семей детей с НС, важно понимать что за права вашего ребенка вам надо будет побороться. И здесь наиважнейшим стоит вопрос выбора школы. Начинайте выбирать школу намного задолго до наступления 1 сентября! Желательно года за два. Хорошо будет пройти не одну, а несколько школ. Идите сразу к директору и завучу по работе с ОВЗ. Узнавайте какие условия и специалисты в данной конкретной школе. Какие занятия будут проводится и кем с вашим ребенком. Сколько человек будет в вашем классе. Очень часто на практике оказывается, что директор разводит руками, говорит, что нет возможности нанять специалистов, занятия проводятся для галочки или вообще не проводятся, низкий уровень логопедов и дефектологов. Выбрав школу, запишитесь на подготовку чтобы познакомится с учителями и выбрать настроенного на работу с ребенком с ОВЗ учителя. Начинайте проходить комиссию за год до 1 сентября. Так как это займет много времени. И вам для обсуждения с директором и завучем нужно иметь на руках заключение ПМПК. Какие специалисты вам нужны. Какие дополнительные занятия.
И помните, что если вы отдали в школу заключение ПМПК, ваш ребенок имеет все вышеперечисленные права и школа не может по закону отказать вам в инклюзии. За соблюдением этих прав должно следить местное управление образвания и прокуратура. Вы можете требовать проверки в этих органах.
ПМПК проходят перед первым, пятым, десятым классами. То есть на каждом этапе обучения, вы можете решить нужна ли вам инклюзия или нет. Если нет, то не проходите ПМПК и(или) не приносите заключение в школу. Тогда ваш ребенок будет учиться на общих основаниях, но и требования к школе вы уже не сможете предъявлять.

Организация создания условий и специальных условий для участников ГИА-9 и ГИА-11 с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей - инвалидов осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования от 7 ноября 2018 г. № 189/1513, утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
http://rcoi.mcko.ru/resources/upload/RichFilemanager/..
https://moiprava.info/sotsialnoe-obespechenie/prava-i..

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального и высшего образования, устанавливают:
- регламент деятельности приемной комиссии, организации информирования поступающих,
- порядок приема документов от поступающих, подачи и рассмотрения апелляций, зачисления в профессиональную образовательную организацию,
- условия проведения вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья,
-порядок учета индивидуальных достижений абитуриента,
-алгоритм деятельности специалистов приемной комиссии с абитуриентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья,
-порядок деятельности региональных центров сопровождения приема абитуриентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью,
- необходимость создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Несколько полезных ссылок для абитуриентов с примерами условий для поступления:
https://propostuplenie.ru/article/vuzy-dlja-invalidov..
http://collegembip.com/osnovnye-svedeniya/obuchenie-i..
http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/filialyi/derbentskiy..
https://mgou.ru/m3/dlya-lits-s-ovz-invalidov
ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи,
содержащей указанные сведения 1227700001693 от 10.01.2022
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"ВСЕСТОРОННЕЕ ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
Адрес регистрации / адрес для почтовой корреспонденции:
123308, г.Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Хорошево-Мневники, ул. Мнёвники, д. 7, корп. 2
Генеральный директор: Попова Лилия Валерьевна
О нас
Полезное
Имплантация
Галерея